Законы развития отношений копирайтера с заказчиком
Существует несколько принципов развития отношений копирайтера с заказчиком. Чтобы копирайтера сработался с заказчиком необходимо следовать определенным правилам. Рассмотрим самые распространенные принципы развития отношений копирайтера с клиентом.
Поиск
Копирайтер ищет заказчика. По другую сторону Всемирной путины в поисках исполнителя тоскует потенциальный клиент. И вот вы нашлись. Поначалу вы не доверяете друг другу и даже подозреваете во всяком.
Клиент думает:
- Действительно ли профессионален этот автор?
- Знаком ли он с особенностями моего бизнеса?
- В состоянии выполнить мои требования?
- Сможет ли сдать работу в срок?
- И вообще получу ли я свой заказ?
Копирайтер тоже в сомнениях:
- Он даст мне спокойно поработать или будет донимать вопросами?
- Сможет ли подробно составить бриф или придётся додумывать самому?
- Не станет ли придираться просто из принципа?
- И вообще получу ли я свои деньги?
Вполне нормальные для данной ситуации сомнения. Но обе стороны надеются на лучшее. На этом этапе развития отношений создаётся основа для будущего сотрудничества – базовое доверие. Копирайтер обязан доказать свою компетентность и пунктуальность.
Помощники копирайтера в этом деле: портфолио копирайтера, стиль общения с клиентом, пара рекомендаций, анализ проекта, который вы можете сделать.
И именно сейчас с обеих сторон возникает максимальное количество возражений, касающихся сути заказа, мелких деталей, стилистики, стоимости, а также механизма получения гонорара. Успешно прошедшие этот непростой этап поднимаются на второй уровень отношений с клиентом.
Непосредственное сотрудничество
Карьера старательного и грамотного копирайтера может развиваться по следующему сценарию: пробный заказ — повторный заказ — долгосрочное сотрудничество. Для многих цепочка рвётся на первом же звене.
Причины неудач:
- клиент не доволен результатом;
- заказчик не понравился копирайтеру;
- у клиента просто нет подобных заказов (и такое тоже бывает).
Они могут появиться даже через год. И тогда вполне возможно продолжение цепочки.
Когда ждать повторный заказ?
Ответа на этот вопрос нет. Иногда только приняв готовую работу, заказчик тут же высылает следующее ТЗ. Бывает и через неделю, две, месяц. Даже если к вам повторно обратились через 2 года, поздравьте себя с успехом. Вы наладили конструктивные отношения с заказчиком. Уровень долгосрочного сотрудничества открывается третьим заказом.
Причины окончания второго этапа разнообразны:
- ваша работа слишком дорога для этого клиента;
- он поменял направление бизнеса;
- вы поменяли направление бизнеса;
- вы не взяли у него срочный заказ и теперь место занято более проворным копирайтером.
Факторы вполне объективные и весьма распространённые. Но заканчивать на грустной ноте мы не будем.
Расстанемся красиво
Просто разорвав отношения с заказчиком, вы ничего не приобретаете, но теряете возможность создать так называемый пассивный поток заказов.
Для его формирования мы:
- оставляем о себе только хорошие воспоминания;
- щедро раздаём и просим рекомендации.
Поблагодарите клиента даже в том случае, если на ваше место найден другой автор. Узнайте, какие контакты заказчика указывать, когда вы будете рекомендовать его кому-либо. Само собой, попросите его о взаимных рекомендациях. Такое «сарафанное радио» работает эффективнее, чем реклама на биржах контента. Многие клиенты при случае непременно посоветуют вас как отличного профессионала и аккуратного копирайтера. Ведь передают «с рук на руки» хороших стоматологов и парикмахеров? Это общеизвестная практика. Обязательно напомните о ней при расставании с клиентом.